Top.Mail.Ru

Английский для малышей:
с какого возраста стоит начать?

Родители задают мне вопрос:
"В каком возрасте лучше начинать учить язык?"
И чем может обернуться ошибка неудачного старта.
Отвечу с точки зрения науки и моего практического опыта.
Немного обо мне. Я преподаватель английского и французского языка, закончила Московский Педагогический Государственный Университет, образование получала полностью на английском языке с глубоким изучением методики преподавания.

Родилась и выросла в Москве в многодетной семье. Уже на втором курсе начала работать с детьми. Быстро пришло умение создавать игровую и дружескую атмосферу для обучения детей.
Я влюблена в процесс преподавания детям и получаю удовольствие от их маленьких побед каждый день.


На сегодняшний день есть три распространенных варианта, когда начинают учить английский язык, разберем каждый из них:

Вариант 1
Чем раньше, тем лучше!

Довольно распространенное убеждение, что чем раньше ребенок начнет изучать язык, тем лучше. Многие родители решают водить детей на языковые курсы с 2 лет, полагая, что таким образом можно ускорить развитие языковых способностей и улучшить дальнейшие результаты.

Однако, исследования показали, что для детей младше 3 лет, эффективнее работать только с одним языком. Например, эксперименты с билингвальными детьми в возрасте до 3 лет показали, что избыточное воздействие второго языка приводит к временному замедлению развития речевых навыков на родном языке.

Билингвальные сады-эффективны?

У современных родителей популярны билингвальные детские сады.
Дети, проводящие много времени в языковой среде, лучше решают задачи и проявляют большую креативность. Билингвизм ускоряет развитие мозга, улучшает память и внимание.

Билингвальные сады действительно эффективны! Их волшебство в длительном и ежедневном контакте ребенка со вторым языком.
Но, к сожалению, это не всем доступно, цена такого сада 720 000 руб в год.

Вариант 2.
Начать после трех лет

В 3.5–5 лет мозг ребёнка работает иначе, чем у взрослого. Он не учит язык — он играет и подсознательно запоминает новое. Дети не боятся ошибаться, не переживают, что "неправильно сказали". У них есть главное: естественная способность к языковому восприятию, которую важно не упустить.

Согласно исследованиям: «Сенситивный период для овладения фонетикой и грамматикой второго языка длится до 6 лет. После этого естественная способность к восприятию новых языков начинает снижаться»
— Lenneberg, E.H.. Biological Foundations of Language

Что даёт ребенку английский в раннем возрасте?

А нужно ли вообще начинать так рано? За что, собственно, мы боремся?
1. Формируется сильный фонетический слух. Способность различать и точно воспроизводить звуки речи на слух. Это включает восприятие ударения, интонации, темпа, ритма и мелодии языка.
2. У ребёнка не формируется страх перед иностранной речью — он просто воспринимает её как норму
3. Развивается мышление, память, внимание. В итоге повышаются общие когнитивные навыки ребенка, позволяем ему легче учиться в школе.

«Двуязычные дети демонстрируют лучшие способности к концентрации, переключению внимания и когнитивной гибкости»
— Bialystok, E. (2001). Bilingualism in Development: Language, Literacy, and Cognition

В итоге закладывается база, на которую легко ляжет школьное обучение. Такие дети потом успешны на уроках иностранного. У них получается их хвалят и они хотят учить язык дальше.

Вариант 3.
Начать в школе с 7–8 лет.

В 7–8 лет у детей складывается новый тип мышления, наглядно-образный.
Им уже легче усваивать грамматику и учить слова. Они более собранные и способны учиться.
Соглашусь, некоторым детям лучше начать учить английский в школе, если они до этого у них не было усидчивости. Отсутствовал интерес к иностранному языку.

НО! В современных реалиях в классе 16 человек
Программа очень насыщенная и быстрая, не все успевают влиться и полюбить этот предмет, особенно если сразу не получилось.

Школьный английский направлен на обучение письму и чтению.
Языковой клуб сосредоточен больше на говорении и проживании языка.
Я бы сказала, что школа и языковой клуб применяют разные подходы к обучению, не смотря на то, что везде учат английский.

Выводы

  • Я вижу, как дети начавшие учить с 4 лет достигают лучших результатов!
  • В школе они легко стартуют, использую наработанную базу, не боятся говорить и делать ошибки.
  • Их когнитивные навыки лучше развиты к 7 годам.
  • Поэтому я считаю, что старт в 4-5 лет оптимален в нынешней системе Российского образования. Так же считает известный педагог Валерия Мещерякова.

Еще отвечу на несколько популярных вопросов:

Живые занятия или онлайн?

Дети от 3 до 9 лет учатся через общение и игру. В офлайн-группе у них есть возможность повторять за другими, взаимодействовать, участвовать в мини-сценках, танцевать, петь, слушать и эмоционально реагировать.
Именно это создаёт "живую среду", в которой язык усваивается естественно на уровне тела.

На моих занятиях мы так и делаем - просто играем на английском.
«Языковое обучение в дошкольном возрасте наиболее эффективно в условиях социального взаимодействия, когда дети вовлечены в совместную деятельность»
— Vygotsky, L.S. Mind in Society: The Development of Higher Psychological Processes
При онлайн занятиях "живая среда" увы теряется. Я провожу онлайн занятия и вижу на сколько они хуже для ребенка. Онлайн обучение подходит для старших школьников и взрослых.

Почему одним даётся легко, а другим — нет?

Ранее сказала «сенситивный период для овладения фонетикой и грамматикой второго языка длится до 6 лет».
Я это вижу каждый день на своих занятиях: малыши быстро запоминают фразы, интонации, целые конструкции — не зубрят, а просто живут в этом языке.

Поэтому дело именно в возрасте, когда началось обучение.
Я считаю оптимальный возраст для начала 4-5 лет.
Если ребенок начал знакомство вовремя, то язык дается ему легче.

Как дети запоминают?

Методика — это всё. А случайный подход даёт случайный результат.
Я использую игровые методики Comunicative language teaching и Total Physical Response (TPR) , в которой каждая языковая единица связана с движением, эмоцией, действием.
Я не просто провожу занятия — я создаю мини-театр, где ребёнок проживает язык. Мы поём, танцуем, рассказываем истории, используем карточки, игрушки и квесты. Всё это — не просто "весело", это научно обоснованный подход к обучению малышей.

Сколько нужно заниматься и почему?

В изучении языка самое важное системный подход и регулярность. От 2 до 4 занятий в неделю по 50 мин. Оптимальная интенсивность занятий зависит от индивидуальных особенностей малыша.
Я в свою очередь обещаю вам, что за каждым уроком стоит серьезная методическая подготовка профессионального педагога, который знает возрастную психологию и владеет современными техниками преподавания.
Я вижу, как это работает: дети уходят с блеском в глазах и с английскими фразами на устах.

Так как малыши могут болеть и пропускать занятия, я использую гибкие абонементы:
5 занятий на месяц,
10 на 2 месяца
15 занятий на 3 месяца.

Вы имеете возможность выбрать интенсивность посещения клуба исходя из ваших возможностей. При этом срок абонемента ограничен по времени, чтобы сохранять мотивацию к посещению занятий.
Только при системном подходе будет достойный результат!

Подведем итоги

  1. Самый оптимальный возраст для начала обучения 4-5 лет.
  2. Если есть возможность ходить в билингвальный детский сад, это только плюс, но потом продолжить с более структурным и основательным подходом к обучению.
  3. Если пропустили возраст 4-5 лет, то скорее начинайте и помогите своему малышу в освоении английского до школы. Это точно повлияет на его успеваемость и уверенность на уроках в школе.

Контакты

+7 (968) 333 03 69
Telegram
aspikclub@yandex.ru
Скандинавский бульвар 7
2 этаж